Планирование карьеры и само-PR на рынке труда
Современная молодежь, похоже, успела понять, насколько важно задумываться о своем трудовом будущем уже со студенческой скамьи. Недаром самые перспективные студенты уже на 3-4 курсе стремятся найти работу, связанную с будущей специальностью по диплому. И это чудесно, т.к. выпускник вуза, имеющий 2-3 года опыта работы, близкого к квалификации, обозначенной в дипломе, является желанным не только у прямого работодателя, но и в рекрутинговом агентстве, полномочия которого значительно скромнее. Путь постепенного роста в одной компании будет являться залогом успешного трудоустройства после окончания высшего учебного заведения. Например, путь студента к успеху может выглядеть так: из промоутеров через мерчендайзера до помощника менеджер по маркетингу или даже до маркетолога-аналитика. Однако не всем и не всегда это удается.
Будьте внимательны в начале карьеры
В поисках заработка молодые люди зачастую берутся за работу неквалифицированную и никоим образом не связанную с той, которую они хотели бы получить после окончания вуза. Нетрудно догадаться, что при попытке устроиться на работу в качестве дипломированного PR-менеджера опыт работы охранником или грузчиком не только не будет иметь значения, но даже может оказаться отрицательным фактором. Поэтому, заботясь о будущей карьере, молодым людям следует внимательнее относиться к тому, как открыть, отпозиционировать себя на рынке труда, выходя на него впервые. Если кто-то уже совершил опрометчивый поступок, следует подумать, как можно выправить ситуацию. Задайте себе вопрос, с какой позиции мог бы начать карьеру будущий специалист Вашего профиля, посоветуйтесь с опытными товарищами и, приняв решение, действуйте в выбранном направлении.
Следующим моментом, на который стоит обратить внимание, вслед за открытием себя и планомерным продвижением по службе, является построение карьеры в одной отрасли. Опыт в рекрутинге позволяет утверждать, что работодатели предпочитают иметь дело со специалистами, имеющими опыт работы в их отрасли и/или близких, пересекающихся с ней. В рекрутинговом агентстве Prime Personnel нередки случаи, когда поступает заявка на подбор специалиста, допустим, по маркетингу, и представитель работодателя сообщает, что принципиален только опыт работы по специальности, а не отрасль, поскольку маркетинг – есть инструмент универсальный. По ходу же работы над вакансией им отсеиваются даже очень сильные и грамотные кандидаты, пришедшие из других отраслей, а на собеседования приглашаются менее успешные, но зато имеющие опыт работы по профилю заказчика работники. Из них же чаще всего и делается выбор. Например, брэнд-менеджер из издательства имеет немного шансов устроиться в пищевое производство, и наоборот.
Еще одним аспектом данного вопроса является устойчивость работы в выбранной отрасли. К нему можно отнести как оптимально продолжительные периоды работы на каждом предприятии, так и отсутствие резких перемен отраслей народного хозяйства в послужном списке.
Наиболее желанными являются специалисты, не меняющие места работы чаще, чем раз в два года, для молодых специалистов допустимо одно-два места по году каждый. В советское время перемена предприятий вообще не поощрялась, сменив 3-4 организации, Вы рисковали не получить работы в желаемом месте, даже при условии, что Вы – единственный претендент. Работодатели современной России, опираясь на рекомендации психологов, придерживаются мнения, что работник не должен «засиживаться на одном месте». Если человек продержался на одном предприятии на одной и той же позиции и зарплате более 5-6 лет, ему нередко будут приписывать инертность, неспособность чего-то добиться и отсутствие устремлений вообще. И разубедить нанимающих на работу будет непросто. Иначе говоря, даже попав на работу, в которой Вам все нравится, не пренебрегайте движением по карьерной лестнице.
В поиске работы не все задумываются о следовании определенному направлению. И наше агентство часто сталкивается с изумительно грамотными и опытными специалистами, обладающими выдающимися личностными качествами, которых невозможно устроить на работу к заказчику. Почему? Эти люди на своем трудовом пути не отличались разборчивостью в выборе мест работы, уделяя внимание должностным обязанностям и компенсационному пакету и игнорируя профиль деятельности компании. Увлекаясь очередными предложениями, они «перескакивали», например, из производства масложировой продукции в дистрибуцию компьютерной техники, оттуда в строительные услуги и т.д. И вот наступает момент, когда, несмотря на их разнообразный опыт и даже именно из-за него, получить интересную высокооплачиваемую работу они могут разве что по знакомству.
Не вдаваясь в анализ причин данного явления, подчеркнем, что наиболее выгодным в плане построения карьеры будет следование одной отрасли и/или плавное «перетекание», при необходимости сменить работу, в смежные, пересекающиеся отрасли. Например, поработав в качестве sales-менеджера в системном интеграторе, занимающемся поставками оргтехники и прокладкой компьютерных сетей, можно перейти в поставки телекоммуникационного оборудования и телефонные сети, пожарно-охранные системы и близкие к указанным сферы. В случае, если вы решите вернуться к компьютерам, описанных выше препятствий не возникнет. Оговоримся, что иногда все же возникают ситуации, когда работник не может не сменить профиль работодателя. Это не смертельно для карьеры один-два раза. Речь идет о многократных «скачках».
Поиск работы
Наконец, обратимся к такому важному моменту в поиске работы и планировании карьеры, как личная известность. На сегодняшний день крупные специалисты в различных областях общественного производства, сами имена которых являются брендами, желанны в самых крупных, богатых и успешных компаниях, и могут претендовать на в вышей степени конкурентоспособные зарплаты (в несколько десятков и даже сотен тысяч долларов в год). Они являются лакомыми объектами «охоты» для хедхантеров, а их резюме считаются коммерческим секретом и одновременно гордостью ведущих рекрутинговых компаний. В чем же секрет?
Не будем останавливаться на том, что они действительно являются профессионалами в своем деле. Однако людей любящих и знающих свою работу, стремящихся не просто делать дело, а делать его лучше всех, гораздо больше, чем упомянутых счастливчиков. И, тем не менее, преимуществом этих людей является их известность. Правильно выстроенное «публичное лицо» способно принести ощутимые дивиденды. Иначе говоря, речь идет об искусстве самопрезентации.
Построение бренда на рынке труда
В самом деле, даже трижды гениям не стоит рассчитывать на высокие гонорары, если никто не знает, что они гении. Как показать трудовому сообществу свой профессионализм? Как подтвердить свою квалификацию перед потенциальным работодателем? Опыт кадрового агентства Prime Personnel показывает, что «бренд» специалиста складывается и управляется под воздействием тех же законов, что и бренды любых других товаров (а рабочая сила является товаром в прямом смысле слова). С точки зрения маркетинга построение бренда, в данном случае бренда личности и специалиста, должно пройти ряд этапов:
1. осознать и вербализовать себя и свои профессиональные качества, как продукт, предназначенный к продаже, учитывая наиболее востребованные потребителем (работодателем и коллегами) качества, а также регулярно отслеживать изменения потребностей в данном сегменте рынка и постоянно изменяться в соответствие с новыми запросами, расширять свои знания и навыки с целью удовлетворить эти запросы, и выглядеть более предпочтительно по сравнению с конкурентами. Иными словами, постоянно стремитесь к самосовершенствованию, посещайте специализированные семинары, другие мероприятия, которые могли бы расширить сферу вашей компетенции, показать, кто есть кто в данной отрасли, и чем отличается от вас. Не чурайтесь дополнительного обучения, не жалейте на него средств, расценивая его как капиталовложение. Следите за новой литературой по специальности, держите «нос по ветру», будьте готовы в любой момент удовлетворить потребность работодателя в решении той или иной проблемы, входящей в сферу вашей компетенции.
2. продумать систему узнаваемости вашей индивидуальности, признаки вашей «торговой марки». Это могут элементы имиджа, яркие черты, присущие именно вам, начиная с личностных качеств и поведения и заканчивая одеждой и аксессуарами. Самые цитируемые в этом плане примеры – кепка мэра Москвы Лужкова, часы на правой руке президента РФ Путина, «упал-отжался» генерала Лебедя.
3. обеспечить рекламу и устойчивый «сбыт». Для личности – это, в первую очередь, система массовой коммуникации, референтные группы. Общайтесь с себе подобными, участвуйте в конференциях, круглых столах, семинарах, пишите и публикуйте статьи, посещайте выставки, заводите разговоры с лицами, которые могут оказаться вашими потенциальными работодателями в будущем (или их посредниками, - здесь имеются в виду представители рекрутинговых агентств). Иными словами, повышайте свою известность.
4. найти и представить общественности нечто новое в своей профессиональной области, сделать себя объектом ссылок и референций, приобрести авторитет. Став пионером нового направления, вы автоматически привлечете внимание к своей персоне, как признающих ваш авторитет в данном вопросе, так и оппонентов. «Громкие несогласные» работают на вашу известность не хуже, чем если бы вы стали законодателем мод в каком-то вопросе.
Итак, подводя итог сказанному, резюмируем моменты, на которые стоит обратить внимание, как выходя на рынок труда, так и впоследствии.
1. Опыт работы, профессиональные навыки и знания – ваши лучшие помощники в поисках достойной работы. Опыт работы должен быть связан с претендуемой вакансией. Постепенный рост в одной компании – верный путь к успешному трудоустройству.
2. Устойчивость рабочего пути. Планирование карьера означает приобретение своего профессионального опыта в одной отрасли общественного производства и/или пересекающихся с ней. Также не следует часто менять работу, как не стоит и "засиживаться" на одном месте.
3. Наряду с расширением знаний и навыков, помните о создании бренда собственной личности, увеличении известности в профессиональных кругах и у потенциальных работодателей.
Напоследок заметим, что по данным психологов и социологов, наибольшего успеха и выбранных целей достигают те, кто строит планы и целенаправленно, ступенька за ступенькой реализуют их.
Дмитриева Алла Николаевна - директор Департамента рекрутмента консалтинговой компании «Prime Personnel»
Статья опубликована с изменениями под названием «Все идет по плану!» в № 19 и 21 газеты «Профессия» за 2004 год